Все, наверное, слышали истории о том, как за рубежом недовольные потребители судятся с корпорациями и взыскивают с них огромные суммы за бракованные товары. У нас же многие продолжают ездить на откровенно некачественных автомобилях, даже не догадываясь, что машину можно вернуть, получив ее полную стоимость, а суд может присудить владельцу в полтора-два раза больше. Звучит как фантастика, но прецедентов не так уж мало. Корреспондент «Авто Mail.Ru» разобрался во всех деталях этой непростой процедуры и в реальных судебных исках. Вернуть сломавшийся смартфон или пылесос несложно. По крайней мере, сервисные центры без особых возражений выносят заключения о нецелесообразности ремонта, и на основании этого документа магазин без проблем вернет деньги или выдаст новый товар. С автомобилями все иначе. Чаще всего дилер и слышать ничего не хочет о возврате, да и бесплатного ремонта по гарантии удается добиться далеко не всем автомобилистам. Более того, сотрудники автосалонов знают некоторые хитрости, из-за которых несведущему клиенту не удается правильно оформить свои претензии, и в суде его иск гарантированно провалится. Тем не менее, то и дело в новостных лентах проскакивают сообщения о том, что российский суд встал на сторону владельца машины и взыскал с дилера или производителя сумму в несколько миллионов рублей. Буквально месяц назад мы писали о том, как жительница столицы Екатерина Павлова судилась с Фольксвагеном из-за того, что на приборной панели ее Skoda Yeti периодически загоралась контрольная лампа «Check engine» и при этом мотор терял мощность. Суд встал на сторону истца, и она получила от немецкой компании приличную сумму. Готовя этот материал, мы пообщались с потребителем, которому дважды (!) удалось взыскать через суд полную стоимость своих машин, а также получить с дилера и производителя крупные штрафы, неустойки и компенсации морального вреда. Также мы проконсультировались с представителями общественных центров по защите прав потребителей, через которые прошло много подобных дел. В этой статье мы ответим на часто задаваемые вопросы относительно возврата автомобиля, а также расскажем о конкретных случаях из жизни — успешно выигранных исках. FAQ: как сдать автомобиль 1.Что может быть основанием для возврата машины? Есть тысяча причин, почему автомобилист может разочароваться в своем автомобиле. С наступлением зимы вдруг обнаруживаешь, что ESP так активно душит двигатель на скользком покрытии, что удовольствие от обладания мощным мотором улетучилось. Печка медленно прогревает салон, а из-за плохо продуманной аэродинамики боковые стекла постоянно грязные... Разве все это можно было предугадать при покупке? К сожалению, одного того, что машина разонравилась, недостаточно, чтобы ее сдать. Если предметы верхней одежды в первые 14 дней после покупки можно сдать, даже если товар надлежащего качества (согласно пункту 1 статьи 25 закона «О защите прав потребителей»), то у машины должна быть неисправность. К радости потребителей, по закону любая, даже мелкая поломка, позволяет сдать автомобиль в течение 15 дней со дня передачи товара потребителю. А вот по истечении этого срока все несколько сложнее. Оснований для возврата может быть всего три. Что говорит закон: «В отношении технически сложного товара потребитель в случае обнаружения в нем недостатков вправе отказаться от исполнения договора купли-продажи и потребовать возврата уплаченной за такой товар суммы либо предъявить требование о его замене на товар этой же марки (модели, артикула) или на такой же товар другой марки (модели, артикула) с соответствующим перерасчетом покупной цены в течение пятнадцати дней со дня передачи потребителю такого товара. По истечении этого срока указанные требования подлежат удовлетворению в одном из следующих случаев:
Первое основание — обнаружение «существенного недостатка» — требует пояснений. Существенный недостаток — это тот, который невозможно устранить или его устранение стоит существенных денег по отношению к цене автомобиля. Впрочем, это все весьма условно. Дилер (или импортер) в каждом конкретном случае будет сам решать, можно ли назвать неисправность существенной или нет. Разумеется, всеми правдами и неправдами клиента стараются убедить, что достаточных оснований для возврата нет. Тогда потребителю остается только через суд доказывать, что недостаток — существенный. Вопрос в том, согласится ли с ним судья. Все гораздо проще в случае с другим основанием для возврата. Если дилер не смог устранить ту или иную неисправность в течение 45 дней, никакие отговорки не дают ему право отказываться от возврата автомобиля. То, что в этот срок не было в наличии нужных запчастей, не играет никакой роли. Не уложился в 45 дней — возвращай полную стоимость. А если, допустим, сервис изначально установил более короткий срок ремонта — например, 20 дней, — то уже превышение этого срока дает право требовать возврата машины. Тут, правда, автосалоны широко пользуются тем, что клиенты не знают об этой норме и в день первого обращения в сервис не подают письменную претензию. И это — большая ошибка. Допустим, запчасть пришлось ждать полтора месяца (в регионах такое случается), вас пригласили на ремонт, открыли заказ-наряд, через несколько часов закрыли его, и формально получается, что автомобиль был в ремонте не много недель, а всего один день. А бороться с таким некорректным учетом времени ремонта очень просто: при обращении в сервис с той или иной неисправностью следует составлять претензию в письменной форме в двух экземплярах: один отдавать дилеру и просить поставить на втором отметку о дате получения. Стесняться этого не нужно. По сути, любое ваше обращение с просьбой о гарантийном ремонте является такого рода претензией, но если вы ее сформулировали лишь в устной форме, то доказать это потом будет сложновато. Кстати, если сервис отказывается принять претензию, ее следует отправить заказным письмом с уведомлением о вручении или службой доставки (например, DHL, Pony Express, USP или любой другой). В ответ на претензию сотрудники сервиса обязаны в течение 10 дней обследовать автомобиль и выдать свое заключение о том, является ли неисправность гарантийным случаем. Если на этот счет между клиентом и сервисом возникают разногласия, то подтвердить или опровергнуть необходимость замены по гарантии может независимая экспертиза. Наконец, третьим основанием для возврата автомобиля является ситуация, когда в течение года машина не могла эксплуатироваться из-за поломок более 30 дней. И это еще одна причина документально фиксировать сроки каждого ремонта, даже если они непродолжительные. Во всех перечисленных случаях дилер обязан по требованию клиента вернуть ему полную стоимость автомобиля. Если же он этого не делает, у клиента возникают основания для обращения в суд, где в случае выигрыша он имеет хорошие шансы получить значительно более крупные суммы, чем просто стоимость машины. Образец претензии к дилеру Директору ООО «_________________» П Р Е Т Е Н З И Я 1 августа 2013 г. я купил в автосалоне ООО «______» легковой автомобиль _____________, год выпуска 2013, VIN ____________________ стоимостью 950 000 рублей, что подтверждается договором № ___купли-продажи автотранспортного средства и Актом приема-передачи автомобиля от 09.08.2013 г. Согласно условиям гарантии, на автомобиль был установлен гарантийный срок продолжительностью 24 месяца или 100 тыс. км пробега в зависимости от того, что наступит ранее. Согласно ст. 4 Закона РФ «О защите прав потребителей», продавец обязан передать потребителю товар надлежащего качества, пригодный для целей, для которых товар такого рода обычно используется. Однако мне был передан товар ненадлежащего качества, в связи с чем я вынужден обращаться к Вам с претензией по качеству автомобиля. Я эксплуатировал автомобиль строго в соответствии с правилами, изложенными в «Руководстве по эксплуатации автомобиля». Также производились все регламентные работы по Техническому обслуживанию автомобиля, о чем имеются отметки в сервисной книжке. В процессе эксплуатации, а именно __________ , были обнаружены следующие недостатки: 1. <Описание недостатка>, 2. <Описание недостатка>. Согласно ст. 18 Закона РФ «О защите прав потребителей», потребитель, которому продан товар ненадлежащего качества, имеет право потребовать среди прочего безвозмездного устранения недостатков товара и полного возмещения убытков, причиненных ему вследствие продажи такого товара. Если указанное требование предъявлено потребителем в период гарантийного срока, продавец обязан удовлетворить его, если не докажет, что недостаток товара возник после передачи товара потребителю вследствие нарушения им правил использования, хранения или транспортировки товара, действий третьих лиц или непреодолимой силы (п. 6 ст. 18 Закона). Недостатки, обнаруженные в товаре, должны быть устранены продавцом незамедлительно, если иной срок устранения недостатков товара не определен соглашением сторон в письменной форме. Считаю что данные неисправности должны быть устранены в рамках гарантийных обязательств. Предлагаю установить срок устранения недостатка — 15 рабочих дней. В случае необходимости проведения проверки качества, прошу произвести ее в моем присутствии. требую: 1. Устранить недостаток автомобиля _______________ в течении 15 дней с момента получения претензии. Подпись Дата: «8» апреля 2015 г.
2.Сколько денег можно взыскать через суд, помимо стоимости автомобиля? Если за время, прошедшее с момента покупки, цена данной модели возросла, клиент имеет основания получить сумму, соответствующую нынешнему прайс-листу. В обратной ситуации, если цены понизились, он, несмотря ни на что, имеет право получить свои деньги назад. За установленное у дилера допоборудование тоже можно требовать компенсации, и, как уже говорилось выше, страховку, стоимость постановки на учет и даже уплаченные проценты по кредиту также подлежат возмещению. С последним пунктом ответчики, как правило, спорят, но на практике суды нередко склонны вставать тут на сторону истца. В случае со страховкой бывает по-разному. Но формально тут логика судей такова: истец должен получить сумму, достаточную для приобретения аналогичного автомобиля и оплаты тех расходов, которые он понес при покупке предыдущей машины. В дополнении к этому автомобилисту должна быть выплачена неустойка за весь срок, в течение которого дилер или импортер не выполнял законных требований клиента о возврате автомобиля. Что говорит закон: «За нарушение предусмотренных статьями 20*, 21* и 22* настоящего Закона сроков, а также за невыполнение (задержку выполнения) требования потребителя о предоставлении ему на период ремонта (замены) аналогичного товара продавец (изготовитель, уполномоченная организация или уполномоченный индивидуальный предприниматель, импортер), допустивший такие нарушения, уплачивает потребителю за каждый день просрочки неустойку (пеню) в размере одного процента цены товара». (Цитата из пункта 1 статьи 23 закона «О защите прав потребителя»). * Статья 20 «Устранение недостатков товара изготовителем (продавцом, уполномоченной организацией или уполномоченным индивидуальным предпринимателем, импортером)» Поскольку неустойка равняется 1% от цены товара за день просрочки, несложно сосчитать, что трех месяцев достаточно, чтобы требовать возврата двойной цены машины (неустойка не может превышать 100%). Правда, на практике суд определяет размер неустойки по своему усмотрению, как правило, значительно урезая ее размер. Тем не менее, тут вполне реально получить от 30 000 до 200 000 руб. за иномарку гольф-класса. Также истец имеет право получить компенсацию морального вреда. Тут каждый в меру собственной фантазии может приводить в суде доводы, например, о том, какому риску он подвергал себя и своих пассажиров, передвигаясь на неисправной машине, которую дилер не починил в установленный срок. Но на деле на значительные суммы рассчитывать не приходится: скорее компенсация будет в районе 15 000 — 30 000 рублей. Помимо перечисленного, в случае, если суд встал на сторону истца, с ответчика будет взыскан штраф за то, что законное требование потребителя не было удовлетворено в досудебном порядке, а это очень солидная сумма — еще 50% сверху к сумме иска. В прежние годы штраф уплачивался в пользу государства, но теперь он выплачивается истцу или же делится между истцом и общественной организацией по защите прав потребителей, если истец прибегал к ее услугам. Наконец, даже выиграв суд и получив все вышеперечисленные компенсации, истцу следует подавать новый иск и требовать еще больше! Ведь за то время, сколько иск рассматривался в суде (а это чаще всего продолжается много месяцев), набежала новая неустойка, неучтенная в исходном иске. Ее также можно взыскать. Итого за иномарку гольф-класса, купленную за 700 000 рублей, можно в итоге получить порядка 1 800 000 руб. Такой реальный случай мы рассмотрим ниже. Тут мы перечислили лишь наиболее распространенные виды компенсаций, ну а в отдельных случаях к ним добавляются и другие. С ответчика можно взыскать судебные издержки, в частности гонорар адвокату, если он был. Также, предположим, что вы направлялись на автомобиле в отпуск, но из-за не устраненной вовремя поломки планы сорвались, и вы потеряли деньги, уплаченные за гостиницы. Эти расходы также подлежат возмещению.
Если дилер, проведя проверку качества автомобиля, сообщил клиенту, что в данном случае имеет место заводской брак, то дополнительных экспертных заключений, казалось бы, не требуется. Во всяком случае, закон говорит, что экспертиза нужна в случае возникновения спора. Что говорит закон: «В случае спора о причинах возникновения недостатков товара продавец (изготовитель), уполномоченная организация или уполномоченный индивидуальный предприниматель, импортер обязаны провести экспертизу товара за свой счет. Экспертиза товара проводится в сроки, установленные статьями 20, 21 и 22 настоящего Закона для удовлетворения соответствующих требований потребителя. Потребитель вправе присутствовать при проведении экспертизы товара и в случае несогласия с ее результатами оспорить заключение такой экспертизы в судебном порядке. Однако на практике возможны случаи, что в начале спора не было, и до суда экспертиза не проводилась. Ну а в ходе рассмотрения дела в суде ответчик вдруг заявляет, что потребитель сам виноват в возникновении неисправности, и ходатайствует о проведении судебной экспертизы. Иногда такая инициатива исходит и от истца. Причем между досудебной и судебной экспертизами есть небольшое отличие. Во втором случае в экспертном заключении указывается, что эксперт предупрежден об ответственности за дачу ложных показаний. При возникновении противоречий с ранее проведенными экспертизами суд скорее склонен верить именно судебной экспертизе. Считается, что под страхом юридической ответственности эксперт врать не будет.
В судебной практике нередко потребитель представляет свои интересы без помощи юристов и успешно выигрывает процессы. В конце концов, закон «О защите прав потребителей» — это всего лишь тоненькая брошюрка, и разобраться в ней не очень сложно. Но специалисты общественных организаций по защите прав потребителей утверждают, что проигрыш в суде чаще всего связан именно с самонадеянностью истца. В каждом конкретном случае необходимые для подтверждения своей правоты доказательства бывают разными, и без консультаций со специалистами сложно разобраться. К счастью, платить гонорар адвокату совсем не обязательно. Общественные организации зачастую работают по такой схеме: их сотрудники представляют интересы клиента в суде, а истец не несет никаких расходов. В случае выигрыша присужденный штраф с ответчика будет выплачен истцу и общественной организацией в пропорции 50/50. Конечно, грамотные и уверенные в своих силах потребители действуют самостоятельно, чтобы ни с кем не делиться выигранной суммой. Но проконсультироваться с профессионалами имеет смысл в любом случае — чтобы понять, есть ли шансы. За безнадежное дело юрист сам не захочет браться, и это для потребителя может быть серьезным сигналом не тратить время на судебные тяжбы.
Если машина была в ремонте дольше положенного срока, то виноват только дилер, и претензии следует предъявлять ему. А вот в том случае, когда речь идет об обнаружении существенного недостатка, закон позволяет потребителю самому выбирать, судиться ли с компанией-продавцом или же с импортером в лице российского представительства той или иной марки. Существенной разницы тут нет, впрочем, порой у истца попросту отсутствует выбор: компания-дилер могла перейти к другому собственнику, сменить юридическое лицо и формально вообще исчезнуть. Тогда остается предъявлять претензии импортеру.
Для жителей регионов это порой сложный вопрос. Представители дилерских центров и импортеров могут пытаться напугать клиента тем, что неисправный автомобиль надо доставить в Москву в головной офис компании для осмотра, а также тем, что суд будет проходить в столице. Порой в договоре купли-продажи указано, что все споры должны решаться, допустим, в суде Московской области. К счастью, подобные требования незаконны: достаточно при подаче искового заявления написать ходатайство о признании недействительным данного пункта договора, так как он нарушает закон «О защите прав потребителей». Исковое заявление можно подавать по месту жительства или по месту нахождения в суд общей юрисдикции.
Едва ли стоит рассчитывать на срок менее 3-4 месяцев. Вообще-то районным судам отводится 2 месяца на рассмотрение дела, но производство по делу может неоднократно останавливаться, если судья посчитает необходимым проведение экспертизы или истребование дополнительных доказательств. Стороны могут обжаловать те или иные постановления суда, вынесенные в ходе разбирательства, и это тоже затягивает процесс. И даже если на первом же заседании суд вынесет решение (бывает и такое), дальше судья может писать полный текст решения не одну неделю. После чего еще месяц отводится сторонам на подачу апелляций в суд следующей инстанции, после чего – новый суд. В сложных случаях, когда суд назначает дополнительную экспертизу, а стороны по ходу процесса подают разного рода ходатайства, весь процесс может затянуться на целый год.
Тут, вероятно, стоит прислушаться к мнению юриста. Если профессионал полагает, что ваше исковое заявление подкреплено достаточными доказательствами правоты, а аргументация ответчика вызывает сомнения, то надо подавать апелляцию в суд следующей инстанции.
Для многих потребителей судебное решение, вынесенное в их пользу становится началом новой эпопеи. Никто по доброй воле не отдаст вам и 1000 рублей, не говоря уже о миллионах. На получение присужденной суммы может уйти еще год. Судебные приставы не торопятся взыскивать с ответчиков денежные средства, и часто сам потребитель или работающий с ним юрист прилагают немало усилий, убеждая их начать действовать. «Есть гораздо более простой путь, о котором многие и не догадываются! — утверждают в саратовской региональной общественной организации по защите прав потребителя „Потребительское право“. — Получив в суде исполнительные листы, истец может не тратить время на общение с судебными приставами, а обратиться непосредственно в банк, в котором дилер или импортер имеет расчетный счет. Наша практика показывает, что в этом случае клиент получает присужденную сумму буквально за пару дней». Случай из жизни: бракованный глушитель — 1 400 000 руб. Дмитрий приобрел Ford Mondeo осенью 2007 года и спустя год обнаружил, что в глушителе что-то гремит. С этой неисправностью он обратился в официальный дилерский центр. Изначально у клиента и сотрудников сервиса не было спора о причине возникновения неисправности: царапин или вмятин на глушителе не было — значит, гарантийный случай. Неисправность пообещали устранить, как только прибудет на склад нужная деталь. Будучи грамотным потребителем, Дмитрий сформулировал свою просьбу устранить данную неисправность в письменной форме в двух экземплярах и получил на одном из них отметку дилерского центра. Надо сказать, там это сразу приняли в штыки и вначале отказывались принимать претензию, а впоследствии директор автосалона заявил, что всякое общение с клиентом по решению данного вопроса будет вестись только в письменной форме. Время шло, а никаких писем или звонков о том, когда злополучный глушитель будет заменен, Дмитрий так и не получил. К счастью, разговор с директором был записан на диктофон, и в суде стал дополнительным подтверждением правоты клиента. Письменную претензию стоит подавать не только для того, чтобы зафиксировать дату обращения в сервис с данной неисправностью, но и по другой немаловажной причине. Пока запчасть будут доставлять в автосалон, много чего может случиться: заденешь глушителем бордюр при движении назад, а в сервисе потом скажут, что это и стало причиной неисправностей. Но подав письменную претензию и получив от сервиса подтверждение, что это гарантийный случай, в дальнейшем клиент застрахован от возможных споров. Так, во всяком случае, казалось Дмитрию. На сервисе ему сказали, что как только прибудет запчасть, с ним свяжутся, однако в течение 45 дней никто клиенту так и не позвонил. Это дало ему право на 46-й день подать новую претензию — уже с требованием о возврате автомобиля и получении его полной стоимости. Получив отказ, Дмитрий подал иск в суд. Рассмотрение дела длилось целый год, представители дилера пробовали доказать, что повреждение могло возникнуть вследствие ДТП, которое было с машиной. Когда экспертиза это опровергла, ответчик сменил тактику: стал утверждать, что в течение 45-дневного срока отведенного на ремонт, он связывался с клиентом, и тот сам затягивал время ремонта. Доказать обратное удалось, предоставив полную детализацию звонков, которую дал оператор сотовой связи. Суд первой инстанции удовлетворил иск лишь частично: обязал дилера вернуть полную стоимость машины (порядка 990 000 рублей), выплатить клиенту неустойку в размере 200 000 рублей, компенсировать моральный вред в размере 15 000 рублей и возместить расходы на страхование каско. Но вот требование компенсировать проценты по кредиту суд отклонил, и Дмитрий подал апелляцию. Автосалон в свою очередь также подал апелляцию в надежде отменить решение суда. Второй суд Дмитрий вновь выиграл, впрочем, с определенными оговорками. В окончательном решении суда размер неустойки был снижен с 200 000 до 30 000 рублей, но зато ответчика обязали компенсировать клиенту все уплаченные проценты по кредиту, а сумма набежала немаленькая, ведь суд завершился лишь в 2009 году. В результате Дмитрию присудили порядка 1 400 000 рублей, и еще 700 000 рублей штрафа дилер заплатил в доход государства. Напомним, что если бы данное разбирательство шло в настоящее время, штраф был бы выплачен истцу. Получить деньги Дмитрию удалось в кратчайшие сроки: взяв исполнительные листы, он обратился в банк, в котором дилерский центр имел расчетный счет, и в течение двух дней ему была переведена надлежащая сумма — согласия автосалона для этого не потребовалось. Если бы дилерский центр ответственнее относился к свое работе, всего этого можно было бы избежать, ведь цена нового глушителя — всего лишь около 20 000 рублей. Случай из жизни: самовозгорание — 1 800 000 руб. Со следующей машиной Дмитрия — Opel Astra — произошла неприятность посерьезнее гремящего глушителя. Двигаясь зимой по шоссе, он обратил внимание, что вентилятор системы охлаждения двигателя работает непрерывно. Проконсультировавшись по телефону с представителями сервиса, он получил ответ, что срочного устранения такой неисправности, тем более, зимой, не требуется — во время проведения следующего ТО все починят. Но уже через пару дней случилась беда. Дмитрий, находясь дома, завел машину с помощью системы дистанционного запуска двигателя. А через 15 минут, когда спустился во двор, обнаружил, что из-под капота вырывается пламя. Огонь удалось быстро погасить, и повреждения, к счастью, ограничились дыркой в бампере, обгоревшим капотом и поврежденной проводкой. На первый взгляд, наличие нештатной системы автозапуска, установленной не в дилерском центра, — это повод лишиться гарантии. Но, к счастью, экспертиза способна разобраться, что было причиной возгорания, и если она доказывает, что неисправность появилась не в результате вмешательства в штатное оборудование, то гарантия сохраняется. Так и произошло в случае с машиной Дмитрия. «Проблема была в резисторе вентилятора, — рассказывает владелец машины. — Его замкнуло, и он стал перегреваться. Снаружи пластик стал плавиться, потом гореть. Как позднее выяснилось, исходная неисправность была в термостате. В теории должны были сгореть предохранители... Дилер, который продавал машину, как юридическое лицо уже не существовал. GM пробовал меня перекинуть на новое юрлицо, я общался с директором, но он сказал, что они не имеют к той компании никакого отношения. Я долго с ними спорил, в итоге написал претензию GM, поскольку имею право обратиться к производителю, а не к компании-продавцу. Они мне назначили осмотр, попросили предоставить машину любому ближайшему дилеру. Единственное, что мне пришлось сделать — я пошел в пожарную часть и сообщил о факте пожара. Если пожарная машина не выезжала на место возгорания, то приходишь сам с заявлением, что самостоятельно произвел тушение. Они проверяют на состав преступления: был ли это поджог, самоподжог или что-то еще. В итоге выносят постановление о том, что события преступления нет». Дилер произвел только осмотр и посчитал стоимость ремонта, которая составила с учетом работ около 220 000 рублей. В эту сумму вошли замена бампера, трех радиаторов, вентилятора, крепления фары, проводки и т.д. Налицо — обнаружение в машине серьезного недостатка в гарантийный период, что дает право на замену товара на новый. Но соответствующую письменную просьбу компания GM не удовлетворила. В ответе написали, что так как машина в залоге, осуществление процедуры возврата денег за автомобиль возможно только после выплаты кредита, физической передачи автомобиля (хотя он уже находился у дилера), а также он должен быть снят с учета. «С момента возгорания они пять месяцев морочили мне голову всякими отмазками, — рассказывает Дмитрий. — В какой-то момент вообще потребовали доставить машину дилеру в Москву (а живу я в Саратове). Я говорю: вы издеваетесь? Как я повезу машину на эвакуаторе и сам поеду в Москву из-за этого? Они говорят: а что такого? А еще мне надо было где-то найти деньги и выплатить кредит. Я не стал даже заморачиваться, подал в суд. Это уже было в июне, а возгорание произошло в феврале...» Судья вынес решение на первом же заседании: производитель обязан выплатить покупателю почти 1,6 млн рублей (при изначальной стоимости машины в 699 тысяч руб.). После этого Дмитрий повторно подал иск на выплату той неустойки, которая накопилась за время, прошедшее с даты подачи первого иска до принятия судебного решения, а также на компенсацию морального вреда, и отсудил еще около 200 000 рублей. Получить всю сумму удалось так же быстро, как в предыдущий раз. Как должен был бы поступать добросовестный дилер? Хотя в большинстве случаев потребителям удается добиться правоты только через суд, у дилера или автопроизводителя всегда есть возможность поступить по закону и не доводить дело до выплаты гигантских штрафов и неустоек. Для этого ему следует всего лишь, следуя нормам права, в семидневный срок с момента получения от клиента законного требования о возврате автомобиля предоставить ему новую машину или в течение 10 дней вернуть денежные средства. А кроме того, на любом этапе судебного разбирательства ответчик может предложить истцу мировое соглашение и удовлетворить требования последнего полностью или хотя бы частично. Так. ответчик может, скажем, избежать большого штрафа, который он рискует получить, если судья примет решение в пользу автомобилиста. Но последнему, конечно, стоит судиться до победного конца, если он уверен в своей правоте.
Случай из жизни: бракованный глушитель — 1 400 000 руб. Дмитрий приобрел Ford Mondeo осенью 2007 года и спустя год обнаружил, что в глушителе что-то гремит. С этой неисправностью он обратился в официальный дилерский центр. Изначально у клиента и сотрудников сервиса не было спора о причине возникновения неисправности: царапин или вмятин на глушителе не было — значит, гарантийный случай. Неисправность пообещали устранить, как только прибудет на склад нужная деталь. Будучи грамотным потребителем, Дмитрий сформулировал свою просьбу устранить данную неисправность в письменной форме в двух экземплярах и получил на одном из них отметку дилерского центра. Надо сказать, там это сразу приняли в штыки и вначале отказывались принимать претензию, а впоследствии директор автосалона заявил, что всякое общение с клиентом по решению данного вопроса будет вестись только в письменной форме. Время шло, а никаких писем или звонков о том, когда злополучный глушитель будет заменен, Дмитрий так и не получил. К счастью, разговор с директором был записан на диктофон, и в суде стал дополнительным подтверждением правоты клиента. Письменную претензию стоит подавать не только для того, чтобы зафиксировать дату обращения в сервис с данной неисправностью, но и по другой немаловажной причине. Пока запчасть будут доставлять в автосалон, много чего может случиться: заденешь глушителем бордюр при движении назад, а в сервисе потом скажут, что это и стало причиной неисправностей. Но подав письменную претензию и получив от сервиса подтверждение, что это гарантийный случай, в дальнейшем клиент застрахован от возможных споров. Так, во всяком случае, казалось Дмитрию. На сервисе ему сказали, что как только прибудет запчасть, с ним свяжутся, однако в течение 45 дней никто клиенту так и не позвонил. Это дало ему право на 46-й день подать новую претензию — уже с требованием о возврате автомобиля и получении его полной стоимости. Получив отказ, Дмитрий подал иск в суд. Рассмотрение дела длилось целый год, представители дилера пробовали доказать, что повреждение могло возникнуть вследствие ДТП, которое было с машиной. Когда экспертиза это опровергла, ответчик сменил тактику: стал утверждать, что в течение 45-дневного срока отведенного на ремонт, он связывался с клиентом, и тот сам затягивал время ремонта. Доказать обратное удалось, предоставив полную детализацию звонков, которую дал оператор сотовой связи. Суд первой инстанции удовлетворил иск лишь частично: обязал дилера вернуть полную стоимость машины (порядка 990 000 рублей), выплатить клиенту неустойку в размере 200 000 рублей, компенсировать моральный вред в размере 15 000 рублей и возместить расходы на страхование каско. Но вот требование компенсировать проценты по кредиту суд отклонил, и Дмитрий подал апелляцию. Автосалон в свою очередь также подал апелляцию в надежде отменить решение суда. Второй суд Дмитрий вновь выиграл, впрочем, с определенными оговорками. В окончательном решении суда размер неустойки был снижен с 200 000 до 30 000 рублей, но зато ответчика обязали компенсировать клиенту все уплаченные проценты по кредиту, а сумма набежала немаленькая, ведь суд завершился лишь в 2009 году. В результате Дмитрию присудили порядка 1 400 000 рублей, и еще 700 000 рублей штрафа дилер заплатил в доход государства. Напомним, что если бы данное разбирательство шло в настоящее время, штраф был бы выплачен истцу. Получить деньги Дмитрию удалось в кратчайшие сроки: взяв исполнительные листы, он обратился в банк, в котором дилерский центр имел расчетный счет, и в течение двух дней ему была переведена надлежащая сумма — согласия автосалона для этого не потребовалось. Если бы дилерский центр ответственнее относился к свое работе, всего этого можно было бы избежать, ведь цена нового глушителя — всего лишь около 20 000 рублей. Случай из жизни: самовозгорание — 1 800 000 руб. Со следующей машиной Дмитрия — Opel Astra — произошла неприятность посерьезнее гремящего глушителя. Двигаясь зимой по шоссе, он обратил внимание, что вентилятор системы охлаждения двигателя работает непрерывно. Проконсультировавшись по телефону с представителями сервиса, он получил ответ, что срочного устранения такой неисправности, тем более, зимой, не требуется — во время проведения следующего ТО все починят. Но уже через пару дней случилась беда. Дмитрий, находясь дома, завел машину с помощью системы дистанционного запуска двигателя. А через 15 минут, когда спустился во двор, обнаружил, что из-под капота вырывается пламя. Огонь удалось быстро погасить, и повреждения, к счастью, ограничились дыркой в бампере, обгоревшим капотом и поврежденной проводкой. На первый взгляд, наличие нештатной системы автозапуска, установленной не в дилерском центра, — это повод лишиться гарантии. Но, к счастью, экспертиза способна разобраться, что было причиной возгорания, и если она доказывает, что неисправность появилась не в результате вмешательства в штатное оборудование, то гарантия сохраняется. Так и произошло в случае с машиной Дмитрия. «Проблема была в резисторе вентилятора, — рассказывает владелец машины. — Его замкнуло, и он стал перегреваться. Снаружи пластик стал плавиться, потом гореть. Как позднее выяснилось, исходная неисправность была в термостате. В теории должны были сгореть предохранители... Дилер, который продавал машину, как юридическое лицо уже не существовал. GM пробовал меня перекинуть на новое юрлицо, я общался с директором, но он сказал, что они не имеют к той компании никакого отношения. Я долго с ними спорил, в итоге написал претензию GM, поскольку имею право обратиться к производителю, а не к компании-продавцу. Они мне назначили осмотр, попросили предоставить машину любому ближайшему дилеру. Единственное, что мне пришлось сделать — я пошел в пожарную часть и сообщил о факте пожара. Если пожарная машина не выезжала на место возгорания, то приходишь сам с заявлением, что самостоятельно произвел тушение. Они проверяют на состав преступления: был ли это поджог, самоподжог или что-то еще. В итоге выносят постановление о том, что события преступления нет». Дилер произвел только осмотр и посчитал стоимость ремонта, которая составила с учетом работ около 220 000 рублей. В эту сумму вошли замена бампера, трех радиаторов, вентилятора, крепления фары, проводки и т.д. Налицо — обнаружение в машине серьезного недостатка в гарантийный период, что дает право на замену товара на новый. Но соответствующую письменную просьбу компания GM не удовлетворила. В ответе написали, что так как машина в залоге, осуществление процедуры возврата денег за автомобиль возможно только после выплаты кредита, физической передачи автомобиля (хотя он уже находился у дилера), а также он должен быть снят с учета. «С момента возгорания они пять месяцев морочили мне голову всякими отмазками, — рассказывает Дмитрий. — В какой-то момент вообще потребовали доставить машину дилеру в Москву (а живу я в Саратове). Я говорю: вы издеваетесь? Как я повезу машину на эвакуаторе и сам поеду в Москву из-за этого? Они говорят: а что такого? А еще мне надо было где-то найти деньги и выплатить кредит. Я не стал даже заморачиваться, подал в суд. Это уже было в июне, а возгорание произошло в феврале...» Судья вынес решение на первом же заседании: производитель обязан выплатить покупателю почти 1,6 млн рублей (при изначальной стоимости машины в 699 тысяч руб.). После этого Дмитрий повторно подал иск на выплату той неустойки, которая накопилась за время, прошедшее с даты подачи первого иска до принятия судебного решения, а также на компенсацию морального вреда, и отсудил еще около 200 000 рублей. Получить всю сумму удалось так же быстро, как в предыдущий раз. Как должен был бы поступать добросовестный дилер? Хотя в большинстве случаев потребителям удается добиться правоты только через суд, у дилера или автопроизводителя всегда есть возможность поступить по закону и не доводить дело до выплаты гигантских штрафов и неустоек. Для этого ему следует всего лишь, следуя нормам права, в семидневный срок с момента получения от клиента законного требования о возврате автомобиля предоставить ему новую машину или в течение 10 дней вернуть денежные средства. А кроме того, на любом этапе судебного разбирательства ответчик может предложить истцу мировое соглашение и удовлетворить требования последнего полностью или хотя бы частично. Так. ответчик может, скажем, избежать большого штрафа, который он рискует получить, если судья примет решение в пользу автомобилиста. Но последнему, конечно, стоит судиться до победного конца, если он уверен в своей правоте. | |
Просмотров: 915 / Дата: 27.12.2024
|
Главная » Бракованная машина: как ее вернуть дилеру